В память о Юрии Гагарине

Перед памятной датой, связанной с жизнью Юрия Гагарина, редакция одной газеты попросила меня написать воспоминания о Юрии. Но, что я мог написать, если родился уже после его исторического полета? Только то, что был назван в честь Юрия?
Однако, кое-что я вспомнил. Об этом и расскажу.

Юрий Гагарин… Юрий Гагарин… Это имя шло рядом со мной по жизни, начиная с того момента, где я еще не родился. Юра совершил космический полет за два месяца до моего рождения, поэтому, совершенно естественно, что родители не сомневались, какое имя мне дать. Конечно Юра! Но, называли меня все - Юра Гагарин!

Я помню Гагарина. Это имя звучало из радиолы «Латвия» и телевизора «Рекорд», на экране которого показывали знакомого с детства Юру Гагарина. Моя память, выдергивает из далекого детства лишь фрагменты. Черно-белая картинка Юры в телевизоре. Трибуны, выступления. Дворец съездов с красным знаменем за трибуной. Кинохроника… Газета «Правда» с фотографиями Юры...

Что мог тогда чувствовать маленький мальчик? Конечно гордость за свою Родину, радость, счастье! Мой отец увиделся, однажды, с Юрием Гагариным. Моей гордости не было предела, как будто это я пожал руку Первому космонавту мира! Потом, я чуть ли не каждый день просил отца снова и снова рассказать об их встрече. Какой он, на самом деле, Юрий Гагарин? Отец говорил, что это обычный человек, простой в общении, улыбчивый. Может даже выпить за компанию! В последнее, я никак не мог поверить, потому что боги – не могут выпивать с простыми людьми! Да и вообще, они не могут выпивать!

Целая эпоха пробегает в памяти пленкой документального кино. Гагарин, Леонов, Терешкова…

И вдруг, словно небо обрушилось на голову, когда в коротком сообщении программы «Время» я услышал, что Юра погиб.

Краски вокруг стали черно-серыми. Кощунственно звучит, но в восприятии людьми сообщения о гибели двух летчиков фамилия Серегин как бы отошла на второй план. Нет, это тоже трагедия, но ведь – Юра погиб.

Интернета не было, поэтому люди хватали любую информацию, слухи, сплетни. Как, почему?! Да как вообще такое могло случиться?! Помню, как я вышел гулять во двор, а люди вокруг – другие. Молчаливые, сутулые, хмурые. Черно-серое выплеснулось на улицы - за пределы квартир и семейных миров.

Я был слишком маленьким, чтобы все понимать. Но было ощущение беды, потери, утраты, и того, что «как раньше» уже не будет никогда.

В год гибели Юрия Гагарина я пошел в первый класс. Жизнь закрутилась по-новому. После школы поступил в техникум космического машиностроения. Практика на заводе имени Хруничева, где я впервые увидел космические корабли. Случайная ветвь биографии? Или имя играло роль? Трудно сказать.

Память легко пролистывает десяток лет и показывает дорогу в деревню Новоселово Киржачского района. Я оказался там, вроде бы, случайно, когда ехал по делам. И вдруг мне говорят – это та самая деревня, где погиб Юрий Гагарин. Меня как холодной водой окатили.

Заехал. Постоял у обелиска. Посмотрел на срезанные самолетом верхушки берез.  О чем я думал там? Не помню. Ощущение картинок из детства, из телевизора из рассказов отца. Жизнь была уже другая, эпоха другая. Впереди предстояли такие исторические водовороты, что только держись!

Юра Гагарин… Юра Гагарин…

Так меня уже не называли больше никогда.